Раннее развитие — это занятия с малышами от года до двух лет. Считается, что дети без раннего развития отстают или неправильно формируются. Так ли это, давайте разбираться.

Положа руку на сердце, признаюсь, что развивающие занятия — самое нелюбимое дело для большинства родителей.

Многим сложно разбудить в себе мудрого педагога и учить тому, что самого вгоняет в тоску. А детям это не нужно тем более.

Я имею в виду нудное изучение геометрических фигур и алфавита с двухлетним малышом. Или втюхивание того, к чему ребёнок не готов и чего не хочет делать, но надо. Потому что в кружке дали задание, а взрослые решили, что так правильно.

Как это было у нас с одним ребёнком

Каждый раз, когда мы пытались соорудить какую-нибудь поделку, заканчивалось это тем, что я самостоятельно эту поделку придумывала, лепила и клеила. Дочь витала в облаках и ждала окончания процесса. Потому что играть с игрушками ей гораздо интереснее.

Я считаю, что развитие со стороны родителей должно быть немного иным, чем нам пытаются навязать какие-то там организации по образованию.

Я обучаю детей тогда, когда им самим это нужно.

—  Мама, я хочу попасть в телевизор.

Говорю:

— Это легко устроить.

Сняла дочь на видео в смартфоне, скинула на флешку, флешку вставила в телевизор и вуаля! Быстро и оперативно осуществилась мечта дочери.

Такое общение и познавательное времяпровождение с родителями гораздо полезнее для всех.

И всё же, меня долгое время преследовало чувство вины в отношении раннего развития ребёнка. Дочку честно пыталась водить на развивашки с 1.5 до 2 лет. Но не пошли они у неё никак.

Когда нужно было ходить с детьми по кругу, она выбивалась из коллектива и неслась хватать игрушки. Во время изучения букв дочь вскакивала и бежала играть с мячиками.

Мне это всё не нравилось, но я твердила себе, что ребёнок существо социальное и он должен обучаться с раннего возраста хотя бы дисциплине.

Меня напрягало и то, что нужно было ездить чёрт знает куда и тратить уйму времени на дорогу, для того, чтобы детё развивалось «как надо» по полчаса 3 раза в неделю.

Мы ходили на кружки и рядом с домом, но легче не стало и интереса у ребёнка не прибавилось.

Я сломалась и забила на раннее развитие. К тому же дочь стала часто болеть ОРВИ. А потом родился сын. И на какой-то период времени мне стало совсем не до занятий.

Как это было, когда появился второй ребёнок

Я видела, как другие родители мотались из одной секции в другую и грёбаное чувство вины меня накрывало всё больше. Очень переживала о том, что мои дети растут без занятий раннего развития.

Я ругала себя за то, что ничего не делаю для развития своих детей, и чувствовала себя какой-то недоматерью на фоне других. Мне казалось, что я ленивая и никчёмная, которая то и дело ищет оправдания своей лени. 

Решила водить 4-х летнюю дочь на танцы.

Выглядело это так.

Я оставляла спящего грудничка дома одного и, выпучив глаза, бежала с дочкой на кружок. Мне нужно было задерживаться, чтобы помочь ей переодеться и это страшно раздражало. Потому что каждую минуту я тревожилась за малыша.

А забирала её с младенцем на руках. Танцы затягивались, и нам приходилось ждать в узком коридоре с толпой других родителей. Когда всё заканчивалось, нужно было снова помочь дочери переодеться. Но теперь на корточках, придерживая малыша одной рукой, а другой рукой натягивать штаны старшей. Опять же, толкаясь с родителями и их детьми.

Красота, да? И так 3 раза в неделю. Я эти танцы стала ненавидеть. Да и дочери они особого удовольствия не приносили.

В результате затею с танцами мы тоже оставили. И я решила, что длительные прогулки на свежем воздухе детям гораздо полезнее.

Мы гуляли не менее 2 часов в день везде где только можно каждый божий день долгие годы.

Когда подрос младший, он тоже честно сходил 3 раза на развивашки. И ему не пошло. В 2 года ребёнок не хотел сидеть и слушать про планеты. Ему хотелось играть, но там не разрешалось. И я выдохнула.

В итоге сын без занятий раннего развития научился читать в 4,5 года, а в 5 лет стал считать в уме. К 7 годам интересуется таблицей умножения. Его научила старшая сестра в игровой форме и только тогда, когда у него было желание. Я вообще в этом не принимала никакого участия.

Хочу оговориться. Старшая дочь с особенностями развития, о чём я узнала гораздо позже. К слову сказать, из трёх центров развития только в одном логопед обнаружил отклонения. Такому ребёнку нужны индивидуальные занятия с нейропсихологом. Но никак не развивающие кружки в частных детских центрах. Почему те педагоги ничего не заметили? Остаётся только догадываться и сомневаться в их профессионализме.

Вывод и совет

Что же касается секций и школ раннего развития. Если у вас в семье двое детей и один из них дошкольник, второй грудничок, то лучше оставить эту затею до тех пор, пока младший ребёнок не подрастёт.

Очень сложно подстраиваться под режим сна и питания малыша. Зачем нам лишние раздражители?

Не слушайте соседку Наташу. Она хвастается, что всё успевает с двумя детьми? Вот и молодец. Только, скорее всего она не расскажет вам, что у неё 2 бабушки и 2 дедушки, которые постоянно проявляют желание помогать.

И ещё муж, который через день бегает по секциям со старшим ребёнком, помогает делать задания и учит кататься на роликах.

Не усложняйте свою жизнь. Не гонитесь за модой водить малышей на развивашки и кружки, лишь бы перед людьми стыдно не было.

Берегите силы и хорошее настроение для своих детей. Им не нужны танцы и геометрические фигуры, им нужна спокойная мама.

Тем более ученые нейропсихологи давно говорят, что раннее развитие для детей только во вред, а не на пользу.