Развитие ребенка в 1 месяц волнует каждую мать. Какие нормы показателей массы тела, роста и развития. Что должен уметь малыш. Нужно ли его развивать в таком возрасте. Если да, то как правильно это делать. Обо всем по порядку.

1. Масса и размер тела

Развитие ребенка в 1 месяц рост вес

Спустя 28 дней, малыш выходит из периода новорожденности и становится грудным ребенком. Один из самых ответственных периодов позади.

Ваш ребенок активно набирает в весе, растет и развивается. Вы наблюдаете, как у него наливаются щечки, появляются складочки и «перевязочки». Ягодичные складки должны быть симметричные. Если же это не так, то необходимо проконсультироваться с врачом. 

За первый месяц жизни ребенок прибавляет в весе в среднем на 600 г, а длина тела увеличивается на 3 см. К концу второго месяца он должен стать тяжелее в среднем на 800 г. и вырасти на 2,5 — 3 см.

Обратите внимание! Прибавка в весе прямо пропорциональна количеству съедаемого молока. Если малыш плохо набирает, есть повод задуматься о проблемах с лактацией и проконсультироваться с педиатром.

Чтобы лучше ориентироваться, ниже памятка о возможных проблемах с лактацией.

Развитие ребенка в 1 месяц лактация

2. Окружность головы и родничок

Развитие ребенка в 1 месяц ог

Важным показателем является увеличение окружности головы. У здоровых доношенных детей самый активный рост головы приходится на первые 3 месяца. 

В конце первого месяца окружность головы в среднем 37,2 при условии если ребенок родился с ОГ 35,5.

По мере роста черепа изменяются размеры большого и малого родничков. Наблюдая за их закрытием, врачи судят о состоянии обмена веществ, о развитии ребенка и роста костной ткани. 

У детей в возрасте 1—2 месяца средний размер большого родничка 22—25 см.

3. Грудная клетка: чд, чсс, ад

В таблице представлены средние показатели нормы частоты дыхания, частоты сердечных сокращений и артериального давления детей в возрасте 1—2 месяцев. 

Измеряя давление грудничку, помните, что ширина манжеты аппарата должна быть 6—8 см, а длина 12—13 см. 

Развитие ребенка в 1 месяц ад

4. Двигательные навыки ребенка в 1 месяц

Общая моторика малыша развивается от головы до нижних конечностей.

В конце первого месяца жизни у ребенка формируется установочный рефлекс на голову. То есть в положении лежа малыш делает попытки поднимать и удерживать ее, как бы тренируясь. Удерживать голову удается на короткое время, затем она снова опускается. Создается впечатление, что голова ребенка будто болтается. Во время таких тренировок у младенца напрягаются ножки. Но со временем напряженность исчезает и ребенок уверенно сучит ножками, лежа на животе. 

Уже с 1 месяца жизни ребенка взрослые должны развивать произвольные движения его рук. Система «глаз-рука» —  это когда ребенок дотягивается до предмета, на котором сосредоточил взгляд. 

В таком возрасте грудничок уже умеет даже плавно следить за чем-нибудь. Общайтесь с малышом, показывайте ему игрушки, чтобы развивать навык «глаз-рука». 

Помните! Оптимальное расстояние от глаз ребенка до предмета разглядывания — 20—25 см. 

С начала второго месяца малыши уже умеют подносить ручку ко рту и сосать пальчики.

Развитие ребенка в 1 месяц движения

5. Нервно-психическое развитие ребенка в 1 месяц

В первом полугодии взрослым очень важно демонстрировать положительные эмоции ребенку. Таким образом малыш овладевает одной из самых первых форм общения — эмоциональной. 

Стимулируйте ответную реакцию ребенка на общение. Говорите с ним как можно больше, глядя в глаза, и в скором времени вы обнаружите первую улыбку своего ребенка.

Первая улыбка грудного ребенка появляется в возрасте от 5 недель.

У некоторых детей улыбка появляется непроизвольно во сне. В то время как у других может возникнуть в ответ на положительные эмоции взрослых. 

Родители, которые не общаются с ребенком, полагая, что  младенцы ничего не понимают в этом возрасте, рискуют нормальным развитием психического здоровья малыша. 

Более того, демонстрация положительных эмоций родителей формируют самые необходимые психические навыки и удовлетворяют все возможные инстинкты ребенка.

В конце первого месяца движения младенца становятся уже не такими хаотичными как раньше. Когда малыш видит родителей, он замирает, затем движения возобновляются. Если обратиться к ребенку, он снова замирает, а потом еще активнее  сучит ручками и ножками. Это называется — реакция оживления. После 8 недель такая реакция сопровождается глубоким вдохом. Это означает, что нервно-психическое развитие ребенка идет так как надо.

Развитие ребенка в 1 месяц психика

6. Предречевое развитие ребенка в 1 месяц

6.1. Издаваемые звуки

Все голосовые реакции грудничка делятся на рефлекторные и социализированные звуки. Рефлекторные — это крик, гуление, лепет и звуки удовольствия. Социализированные — речь.

В 1 месяц жизни ребенка в крике преобладают гласные звуки «э», «ай». Можно услышать и согласные «г», «к», «н». Произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры.

У здорового младенца после первого месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. 

Характер крика имеет важное диагностическое значение. Рекомендуется прислушиваться к младенцу. 

Считается, что речь развивается быстрее, когда слух малыша стимулируется собственными звуками удовольствия. Обычно это звуки кряхтения и удоволетворенного ворчания после кормления. 

К концу первого месяца жизни крик ребенка начинает приобретать новые оттенки. В этом возрасте усиливаются некоординированные движения конечностей во время плача. Появляются первые слезы.

Развитие ребенка в 1 месяц общение

6.2. Речь младенца

Малыши от природы наделены удивительной способностью к речевому развитию. Поэтому важно с детьми общаться с самых первых дней.

Ребенок должен слышать доброжелательную речь взрослых, чтобы формировалось слуховое сосредоточение и восприятие.

Развивайте обратную связь с младенцем. Называйте его по имени, приговаривайте нежные слова. Таким образом вы будете вырабатывать ответную эмоциональную реакцию и предпосылки к речевому развитию.

В первом полугодии жизни ребенка ваша речь, обращенная к нему, будет вызывать максимальное внимание и радость по сравнению с другими воздействиями. Ведь это наиболее значимый признак того, что взрослый вступает с ним в общение.

6.3. «Беби-ток» 

«Беби-ток» — это так называемое сюсюканье с ребенком. 

Некоторые родители и даже специалисты, считают, что такое общение недопустимо в целях профилактики дефектов речи у детей.

И тем не менее, учеными доказано, что «беби-ток» биологически необходим для речевого развития детей первого года жизни. Малышам очень важно слышать речь взрослых. Однако она должна быть обращена именно к ребенку и окрашена самыми положительными эмоциональными красками.

Ведь в первом полугодии у детей активно развивается речевой слух и только общение со взрослыми благотворно влияет на формирование речи.  И напротив, если живое человеческое общение заменить включенной аудио записью, у ребенка быстро угаснет интерес к речи.

Помните! Речь развивается как средство общения. Она нужна ребенку именно для этого.