Как гаджеты влияют на развитие ребёнка. Есть ли польза от мультфильмов и видеороликов с развивающими занятиями. Правда ли, что цифровые носители вредят детям или это чья-то паника на ровном месте.

Разбираемся по порядку.

Развитие ребенка гаджеты взрослые

1.Как устроен мозг ребёнка простыми словами

Мозг состоит из серого и белого вещества. Серое вещество — это серые клетки, они находятся в коре головного мозга и отвечают за базовые психические функции. Белое вещество — это  нейронные сети, так называемые отростки, с помощью которых  передаются импульсы от клетки к клетке. Нейронные сети формируют приобретённые навыки.

У новорождённых серого вещества больше, чем у взрослого человека. Серые клетки мозга новорождённого активны и готовы адаптировать ребёнка в любой среде. В процессе взросления около 50% клеток мозга ребёнка атрофируются за ненадобностью. 

Главная задача детского мозга в создании нейронных связей. Именно за счёт белого вещества у взрослого человека мозг больше чем у ребёнка. 

2. Развитие ребёнка 

Учёные нейропсихологи называют мозг новорождённого некой заготовкой мозга взрослого. 

Ребёнок должен пройти определённые этапы развития психики, точнее в голове должны сложиться нейронные связи таким образом, чтобы он стал полноценным социальным человеком во взрослой жизни. Кризисы трёх лет, семи лет и подростковый период — это и есть те самые этапы активного развития психики.

Стоит отметить, что мозг заканчивает своё формирование в 25 лет жизни человека.

Сам по себе мозг не развивается. Для этого его необходимо стимулировать. Рост нейронных сетей стимулирует окружающая среда ребёнка. Важнейшее значение для развития мозга является социальное взаимодействие.

Детям нужна социализация, чтобы приобрести необходимые навыки для решения сложных жизненных задач.

То есть они должны общаться с другими детьми и взрослыми для развития таких качества как:

  • коммуникация,
  • умение отстоять свою точку зрения,
  • самокритика,
  • амбиции,
  • стремление,
  • мотивация,
  • управление своими эмоциями,
  • воображение и многое другое.

Проще говоря, те навыки которые имеем мы, взрослые, это результат нашего жизненного опыта. Наша структурированная работа психики — это результат прошедших этапов развития нашего мозга.

У детей, в отличии от нас, в голове полный хаос. Именно поэтому у них плохая: 

  • концентрация внимания,
  •  координация движений,
  • общая и мелкая моторика,
  • высокая утомляемость и так далее.

По этой причине взрослым приходится многократно повторять детям одно и тоже, чтобы те выполнили какую-то просьбу.

Чем старше ребёнок, тем проще с ним договориться, благодаря совершенству психики. Детям трудно концентрировать внимание и удерживать в памяти то, что мы от них требуем. Тем более требуем мы то, что им не интересно по большому счёту.

Развитие ребенка гаджеты любовь

3. Развитие ребёнка и гаджеты

3.1. Отдельно о нарушении важного навыка

Особенность детской психики заключается в том, что мозг ребёнка не может отделять главное от второстепенного, потому что мозг до этого ещё не созрел. Всё, что окружает ребёнка, является интересным или неинтересным для него. 

В нейропсихологии есть понятие «борьба мотивов». Это расстановка приоритетов для решения жизненных задач. У детей нет этой борьбы мотивов. Они живут эмоциями по принципу «что хочу, то и делаю». 

Именно поэтому когда мы куда-то спешим, ребёнку ничего не надо. Он может увлечься каким-то своим делом и его невозможно оторвать.
Если же это гаджет, то до ребёнка не достучаться вообще. Когда он смотрит мультфильмы или играет в игры, то ни о каком формировании расстановки приоритетов и речи быть не может. Мы создаём такую среду для него, которая блокирует возможность развивать этот навык в естественной среде.

Развитие ребенка гаджеты лобные доли

3.2. Мультфильмы и видео с развивающими занятиями

Мы наивно верим в то, что мультфильмы и детские развивающие занятия в ютубе помогают ребёнку познавать и развивать необходимые навыки. Мол, мультфильмы учат доброте, развивающие занятия обучают ребёнка чтению, логике, мышлению. Но это глубокое заблуждение. Только социальное взаимодействие тренирует мышление. А мышление это — не просто набор знаний, а умение оперировать этими знаниями и использовать их для решении жизненных задач. 

Всё что получает ребёнок с экрана: яркие мелькающие картинки, неестественные звуковые эффекты, огромное количество ненужной информации, чрезмерную стимуляцию слуховой и вестибулярной областей мозга — всё это приводит к повышению тревожности, расстройствам сна, общей возбудимости, зависимости. 

Длительные просмотры мультфильмов, развивающих занятий, игр — это тот случай, когда вреда больше, чем пользы. 

Советское правительство предписывало строгое ограничение для просмотров мультфильмов и сказок — 15 минут в день и чуть более часа на выходных. И не просто так. Тогда ещё берегли здоровье наших детей.

Вы никогда не задумывались — почему сейчас не так? 

Да потому что количество просмотров и лайков стоят денег. То есть наше внимание кому-то приносит доход. Здоровье наших детей теперь никого не волнует. В современном мире люди озабочены только своей финансовой прибылью.
Развитие ребенка гаджеты Джобс

3.3. Детская психика и гаджеты 

Когда мозг занят потреблением цифровой информации, ему некогда заниматься основными задачами. А основные задачи детского мозга — прокладывать важные нейронные связи, чтобы развиваться, расти и становиться полноценным социальным взрослым человеком. Поэтому дети с гаджетами не способны качественно развивать необходимые психические функции такие как:

  • воображение;
  •  концентрацию внимания;
  • управление эмоциями;
  • борьбу мотивов;
  • тактильную память;
  • создание невидимых объектов и понимание таких качеств у других людей как доброта, честность, отзывчивость. То есть отсутствие этого навыка способствует тому, что человек не сможет разбираться в людях в будущем.
Развитие ребёнка гаджеты Шпитцер
Цифровая зависимость — это официальное название современного психического отклонения, утверждённого ВОЗ. К сожалению, это не сказки, а суровая реальность нашей жизни.

Мозг ребёнка должен развиваться в естественной среде. В такой, к какой его готовила эволюция. Ребёнку необходимы тактильные ощущения, звуки улицы, природы, общение и взаимодействие с людьми, для того чтобы формировать правильные нейронные связи.

Когда взрослые включают для ребёнка гаджет с мультиками, то должны отдавать себе отчёт в том, что ребёнок в данный момент находится в неестественной цифровой среде. Он потребляет большой объём ненужной информации, которая отвлекает от основных задач работы мозга.

Пример:

Ребёнок едет в машине. Чтобы не баловался и не отвлекал взрослых от вождения, ему вешают планшет с мультиками. Очень удобно, ребёнок сидит тихо, родители не отвлекаются от дороги.

Но ребёнку необходимо учиться сидеть в машине спокойно. Само это не прийдёт. Научиться этому он сможет только с помощью взаимодействия со взрослыми. То есть взрослые должны уметь смотивировать, договориться, объяснить, повторить неоднократно. Стимулируя определённые участки мозга естественным образом, мы помогаем детям формировать необходимые навыки.

Но согласитесь, проще включить мультфильмы и не тратить время на лишние разговоры с ребёнком.

Только упрощая жизнь себе, взрослые обрекают детей на сомнительное будущее.

4. Заключение

Мозг человека формируется до 25 лет. На каждом возрастном этапе ребёнок приобретает определённые навыки. Если с психикой где-то что-то пошло не так, то наверстать упущенное возможно только до 12 лет. Так устроен мозг человека. Но проблема в том, что сразу непонятно где и что не так с психикой. Видно будет тогда, когда человек станет взрослым. А что-то исправлять будет уже поздно.

Самое ужасное, что мы можем сделать для своих детей — это упустить время.  

Поэтому, когда вы даёте ребёнку гаджет даже с мультфильмами, вспоминайте памятку, рекомендованную Всемирной Организацией Здравоохранения:

Развитие ребенка гаджеты ВОЗ

Развитие ребёнка и гаджеты — вещи несовместимые. Поэтому,  обязанность каждого родителя сохранить здоровье своих детей и не допустить непоправимое.

Статья написана по материалам, собранным из лекций и книг психиатра, психотерапевта, ученого и автора научно-популярной литературы  А. В. Курпатова.

Ещё статьи по теме:

Вопросы детскому психологу

Вопросы детскому психологу

Развитие новорождённого ребёнка

развитие новорождённого ребёнка